Отчёт о работе творческой группы "Stem образование"
Отчет о работе творческой группы «STEM образование»
Цель работы: совершенствование условий для содействия техническому развитию детей и реализации научно-технического потенциала обучающихся через эффективные модели образования.
Задачами работы являются:
- внедрение на уровнях основного и дополнительного образования STEM - технологии;
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
- повышение мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс;
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
- популяризация образовательной робототехники и научно- технического творчества как форм досуговой деятельности учащихся общего и дополнительного образования;
- приобщение родительской общественности к проектированию и реализации общественно-полезных инициатив;
- обобщать и распространять опыт лучших практик внедрения STEM технологий на семинарах, конференциях, в виде публикаций в СМИ, печатных изданиях на разных уровнях.
На основании плана творческой группы «STEM образование» было проведено анкетирование - проведение первичного мониторинга членов творческой группы с целью выявления затруднений в использовании STEM-модулей и оказание консультативной помощи.
В анкетировании участвовали 10 человек. По результатам анкетирования 100% учителей считают, что деятельность в STEM лаборатории поможет учащимся быстрее адаптироваться в будущем в современном мире.
Члены творческой группы Сангалиева Г.К., Исакова И.А. участвовали в фестивале STEM Fest, образовательном мероприятии, посвященном науке, технологиям и инженерии.
Проведены мастер-классы учителей: математики Шукыжановой А.С., физики Дюсюповой Н.А., Жалеловой Г.Ж.
Учитель математики Шукыжанова А.С. в выступлении на тему «Применение STEM - технологии на уроках математики» показала какую цель преследовала: повысить мотивацию преподавателей к овладению STEM-технологии.
Она считает, что STEM-обучение - объединение наук, направленное на развитие новых технологий, на инновационное мышление, на обеспечение потребности в хорошо подготовленных инженерных кадрах. Это взаимосвязь и тесное взаимодействие тех областей знаний, которые позволяют учащемуся понять непростой и крайне интересный окружающий мир во всем его многообразии. Наука неотъемлемо присутствует в мире вокруг нас. Технология всё больше и больше проникает во все аспекты нашей жизни. Инженерия используется в проектировании конструкции дорог и мостов, в вопросах глобальных климатических изменений и улучшении окружающей среды, и во многом другом. Математика же касается каждой профессии, каждого занятия, совершаемого нами в повседневной жизни.
Чем отличается от традиционного обучения наукам STEAM-обучение? Оно подразумевает смешанную среду обучения и показывает, как научный метод может быть применен к повседневной жизни. STEAM – это одно из направлений реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в учащихся на уроке и вне. Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.
Далее на основе темы «Решение уравнений с помощью теоремы косинусов и синусов» рассказала, как проводится исследование и повышается мотивация к овладению STEM-технологией, помогая использовать данную технологию в работе.
Учитель физики Дюсюпова Н.А. рассказала о кабинетах новой модификации: Одним из основных параметров необходимых для успешного обучения являются готовность и уровень оснащения учебных кабинетов, где ученики и учителя проводят большую часть своей школьной жизни. Именно эти кабинеты требуют постоянной модернизации и обновления оборудования. Оснащенные современным оборудованием и мебелью данные кабинеты называют кабинетами новой модификации. Они отличаются своей спецификой и имеют индивидуальные особенности. Учебные кабинеты новой модификации - это особый подход к развитию современного образования. Эффективное изучение предмета осуществляется благодаря хорошо оборудованному кабинету. С помощью новейшего оборудования учащиеся более глубоко изучают школьную программу, а учителю гораздо легче проводить уроки. Комплектация кабинетов предусматривает полное соответствие программам общего среднего образования, которое касается так же и STEM кабинета. Учебные кабинеты новой модификации предоставляют возможность учителю сделать урок более ярким и увлекательным, делает обучение интенсивным и запоминающимся для учащегося любого возраста, формирует эмоционально-положительное отношение к предмету.
Учитель информатики Жалелова Г.Ж. в выступлении «Робототехника» в STEM-образовании» рассказала о том, что робототехника является интегральной STEM дисциплиной, объединяющей в себе конструирование, техническое творчество, программирование. К образовательной деятельности дети приступают с пониманием инженерной науки и программирования. «Робототехника — это не развлечение и дети занимаются роботами не для веселого времяпровождения. Роботы — это образовательный инструмент, который помогает детям учиться. Робототехника помогает детям постигать азы естественных наук, учиться мыслить критически и творчески, решать задачи и многое другое. Таким образом, робототехника помогает ребенку быстрее осваивать STEM-подход, и школьнику, который уже посещал кружки робототехники, намного легче постигать точные науки.
STEM также развивает креативность, умение ставить и решать задачи, делать критический анализ и работать в команде. Доказан факт, что ранее изучение естественных наук, технологии, математики и инженерии положительно сказывается на общем развитии обучающихся.
Информация по работе творческой группы размещается на школьном сайте http://7-semey.mektebi.kz
Так же руководителем творческой группы Сангалиевой Г.К. был проведен двухдневный внутришкольный курс-семинар «Компьютерная грамотность для учителей». Перед этим было проведено анкетирование на знание компьютерной грамотности, в котором участвовало 56 человек, что составляет 59% от коллектива учителей. По окончании курсов повторно было проведено анкетирование для закрепления пройденного материала. Присутствовавшие на курсах учителя подчеркнули о пользе проведения занятия и просили продолжить занятия, которые будут запланированы на следующий учебный год.
В конце учебного года для изменения состава творческой группы было проведено анкетирование среди учителей, т.к. представители разных предметных областей желают заниматься исследовательской, познавательной деятельностью в кабинете STEM лаборатории. В анкетировании участвовали 52 человека, из которых 39 человек пожелали быть членами творческой группы. Поэтому на следующий учебный год запланировать создание подгрупп в творческой группе.
В течении полугода члены творческой группы способствовали участию учащихся в различных конкурсах и олимпиадах с использованием техники кабинета STEM: учитель Жалелова Г.Ж. - городской конкурс по «3D-моделированию» для учащихся 6-7 классов Темірбаев Темірлан 7Г класс, 2 место, учащийся 6в класса Богомолов Степан и учащийся 7Г класса Темірбаев Темірлан работают с конструктором WeeeMake. Robo WeeeBot «12 в 1 STEM Robot Kit — это продукт начального уровня, разработанный Weeemake для STEAM Education и Maker Education. Управление роботом с помощью графического программирования, перетаскивания, а также можно перекодировать язык, с Arduino только одной кнопкой, плавное переключение между графическим и текстовым кодом. Учитель Сангалиева Г.К. - заочный конкурс компьютерной графики СГУ им.Шакарима Жексембинова Инара ученица 8Б класса, 3 место; городской конкурс по «3D-моделированию» для учащихся 6-7 классов Усов Тимофей 6Г класс, 2 место.
Выводы и рекомендации:
В ходе работы в 2021-2022 учебного года сформировалась площадка с проектами, которые разрабатываются учащимися.
Были проведены различные виды анкетирования, где основной целью является, как можно больше опросить людей в кратчайшие сроки, т.к. это самый эффективный способ проанализировать проблему и понять свою целевую аудиторию.
Организованы курсы-семинары, которые необходимо продолжить в следующем учебном году.
Проведен мастер-класс опытных учителей школы.
В следующем учебном году пополнить базу учителей, членов творческой группы.
Продолжить способствовать участию учащихся в различных конкурсах, олимпиадах.
Руководитель творческой группы: Сангалиева Г.К.
План работы творческой группы «STEM образование»
на 2022-2023 учебный год
Цель работы: формирование инженерных компетенций учащихся на основе внедрения элементов STEM-образования в образовательный процесс, продолжить развитие проектной площадки, расширяя методическую базу и вводя новые направления для проектов и занятий.
Задачи:
Разработать онлайн-курс по одному из направлений творческой группы.
Апробировать на учебных занятиях практико-ориентированные задания с элементами STEM-образования.
Организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся в образовательном процессе с применением междисциплинарного прикладного подхода.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
---|---|---|---|
Создание Базы данных членов творческой группы. Определение целей и задач для работы в 2022-2023 учебном году. | сентябрь | Сангалиева Г.К. | |
Проведение первичного мониторинга (анкетирования) членов творческой группы с целью выявления затруднений в использовании STEM-модулей и оказание консультативной помощи для вновь прибывших учителей. | сентябрь | Сангалиева Г.К. | |
Проведение различных видов анкетирования по линии творческой группы. | в течении уч.года | Сангалиева Г.К. | |
Участие в семинарах, вебинарах, онлайн курсов различного уровня | в течении уч.года | Члены творческой группы | |
Проведение онлайн-курса, мастер-классов по одному из направлений творческой группы | в течении уч.года | Члены творческой группы | |
Проведение внутришкольного курса-семинаров для учителей | в течении уч.года | Сангалиева Г.К. | |
Реализация цикла практических занятий по внедрению образовательных модулей STEM-образования | в течении уч.года | Члены творческой группы | |
Размещение информации по деятельности работы творческой группы на школьном сайте | в течении уч.года | Сангалиева Г.К. | |
Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся по предметам | в течении уч.года | Члены творческой группы | |
STEM-фестиваль | май | Члены творческой группы | |
Публикация материалов по инновационной деятельности в средствах массовой информации и профессиональных изданиях | в течении уч.года | Члены творческой группы | |
Анализ проведенной работы по внедрению STEM-образования. | май | Сангалиева Г.К. |