«Учитель и нейросеть: Вектор будущего»
Аналитический отчет по конкурсу «Учитель и нейросеть: Вектор будущего»
Искусственный интеллект в образовании: от теории к практике
Сегодня искусственный интеллект (ИИ) и нейросети становятся неотъемлемой частью цифровой трансформации образования. Они позволяют адаптировать обучение под индивидуальные потребности учащихся, автоматизировать рутинные задачи педагога, визуализировать сложные темы и формировать у школьников навыки работы с современными технологиями. Использование ИИ на уроках способствует формированию метапредметных компетенций, критического мышления, цифровой грамотности и креативности.
Среди самых востребованных инструментов сегодня: ChatGPT, Suno, D-ID, Canva, Desmos, Labster, Wordwall, Invideo и другие платформы, позволяющие генерировать текст, изображения, видео, озвучку, интерактивные задания и даже музыку.
В рамках конкурса «Учитель и нейросеть: Вектор будущего» участники продемонстрировали реальные примеры интеграции ИИ в учебный процесс, решая актуальные педагогические задачи, такие как:
- Повышение мотивации учащихся;
- Индивидуализация обучения;
- Повышение качества знаний;
- Визуализация и моделирование сложных понятий;
- Работа с инклюзивными категориями учащихся.
Әбдыханова Шұғыла Саятқызы
Тема: Внедрение AI, VR и AR в обучение
Предмет: начальная школа
Сильные стороны:
- Раскрыта связь между ИИ, VR, AR и качеством образования
- Структурированная подача материала
- Описаны конкретные образовательные задачи, решаемые с помощью технологий
Вывод: Работа демонстрирует глубокое понимание перспектив цифровизации образования и уверенное владение современными технологиями.
Зарипова Аида Жумабекқызы
Тема: Использование ИИ в преподавании казахского языка
Предмет: Казахский язык и литература
Сильные стороны:
- Применение ИИ в языковом контексте (ChatGPT, KazNLP, QuillBot)
- Формирование письменной речи и развитие лексики
- Увеличение мотивации и вовлечённости учащихся
Вывод: Работа качественно адаптирована под языковое обучение и может быть легко применена другими учителями.
Жумагазина Аида Агыбаевна
Тема: Использование ИИ на уроках истории
Предмет: История
Сильные стороны:
- Широкий набор используемых платформ: Gamma, Canva, Suno, D-ID, YouTube AI и др.
- Использование VR и 3D-карт
- Применение ИИ для проектной деятельности и анализа данных
Вывод: Одна из самых сильных и методически выверенных работ. Высокий уровень педагогической грамотности и владения цифровыми инструментами.
Кельдинова Айжана Бауржановна
Тема: ИИ и нейросети на уроках физики
Предмет: Физика
Сильные стороны:
- Практическое применение Labster, Phet, Merge Cube, CoSpaces
- Визуализация экспериментов, моделирование
- Развитие исследовательских умений
Вывод: Эффективное сочетание цифровых технологий и предметного содержания. Высокий уровень применимости и практической ценности.
Койчибекова Алина Андреевна
Тема: Геймификация и ИИ в обучении английскому
Предмет: Английский язык
Сильные стороны:
- Использование Duolingo, ChatGPT, Speechify
- Создание индивидуальных заданий и игровых ситуаций
- Повышение интереса к предмету через технологии
Вывод: Работа фокусируется на мотивации, вовлечении и игровом обучении. Отличный пример доступной цифровизации для гуманитарных предметов.
Мусина Асем Саясатовна
Тема: Комплексное применение ИИ
Предмет: Казахский язык и литература
Сильные стороны:
- Используется широкий набор ИИ-платформ: Suno, D-ID, Invideo, Wordwall и др.
- Интеграция ИИ не только в обучение, но и во внеурочную деятельность
- Учет инклюзивного образования
Вывод: Методически мощная и вдохновляющая работа, демонстрирующая глубокий профессионализм.
Шалаганова Гульжан Кабдыкарымовна
Тема: Повышение качества знаний через ИИ
Предмет: Казахский язык и литература
Сильные стороны:
- Работа с учениками с низкой мотивацией
- Визуальное подтверждение успехов (фото, скриншоты)
- Поддержка внеурочной деятельности
Вывод: Работа компактна, но отражает реальные изменения в учебном процессе. Подходит для начального этапа внедрения ИИ.
Асылбекова Асель Кульмескановна
Тема: Эффективное использование нейросетей и ИИ в образовании
Предмет: география
Сильные стороны:
- Участница продемонстрировала общее понимание сути и потенциала искусственного интеллекта, а также его роли в трансформации образовательного процесса;
- Приведены конкретные платформы (Duolingo, Khan Academy) как примеры действующих ИИ-систем;
- Представлен собственный опыт: анализ успеваемости, генерация заданий, создание учебных материалов.
Современная образовательная система все активнее интегрирует технологии искусственного интеллекта (ИИ) и нейросетей в учебный процесс. Эти инструменты открывают новые возможности для персонализации обучения, анализа учебных достижений и формирования цифровых навыков у учащихся. Проведенный конкурс позволил не только выявить лучших учителей, эффективно применяющих ИИ в практике, но и стимулировать педагогов к освоению инновационных решений. В результате конкурса участникам были вручены призы: 1 место – планшет, 2 место – USB флешки, 3 место – вечный карандаш, номинации – блокноты.
Критерии оценки:
- Актуальность темы
- Методическая проработка
- Цифровая и технологическая реализация
- Практическая значимость
- Инновационность
Оценивание проводилось по 5 критериям, каждый из которых имел максимальный балл в 60 (всего — 300).
🥇 I место
Мусина Асель Саясатовна — 275 баллов
Учитель представила наиболее целостную и высокоорганизованную работу. Внедрение ИИ инструментов в ее практике включает как визуальные платформы, так и анализ данных с помощью цифровых приложений. Программа отличается глубиной методического подхода и активным включением учеников.
🥈 II место
Кельдинова Айжана Бауржановна — 273 балла
Жумагазина Аида Агыбаевна — 264 балла
Обе участницы показали отличные результаты по всем критериям. Работы демонстрируют умелое сочетание STEM-подхода, проектной деятельности и использования ИИ на практике. Примеры учебных заданий иллюстрируют включение нейросетей в анализ и создание контента.
🥉 III место
Шалаганова Гульжан Кабдыкарымовна — 257 баллов
Әбдыханова Шұғыла Саятқызы — 256 баллов
Койчибекова Алина Андреевна — 251 балл
Участники, занявшие третье место, успешно справились с поставленной задачей. Их работы отличает наличие практических разработок и интересных цифровых решений. Представлены варианты использования ChatGPT, Canva, Desmos и других инструментов в учебной деятельности.
🏅 Номинации
Асылбекова Асель Кульмескановна— 220 баллов
Зарипова Аида Жумабековна — 212 баллов
Несмотря на более низкий балл, участницы проявили стремление к освоению цифровых технологий.
Рекомендации по итогам конкурса
- Продолжить и масштабировать практики наиболее сильных участников — провести мастер-классы и открытые уроки.
- Разработать единый сборник методических материалов по использованию ИИ в предметах, на основе конкурсных работ.
- Поддержать учителей, только начинающих внедрять ИИ, через наставничество участников конкурса.
- Внедрять конкурс как ежегодную инициативу, с возможностью тиражирования опыта на уровень района/области.
- Поощрить разработку межпредметных проектов с применением ИИ, объединяя педагогов разных дисциплин.
